Электрооборудование автомобилей ГАЗ 3110. Часть 1


Warning: Use of undefined constant nw_noteworthyLink - assumed 'nw_noteworthyLink' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/1gsites/www/wp-content/themes/black-minimalism-10/theloop.php on line 102

Warning: Use of undefined constant template_directory - assumed 'template_directory' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/1gsites/www/wp-content/themes/black-minimalism-10/theloop.php on line 104

Надыиансон Л.П., Полншіонно О.И.




не

“ВОЛШ”
Устройство, ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание
Издательство “КОЛ6СО” Москва 1998
УДК 629.33.064.5 ББК 39.33-04 Э45
Кальмансон Л.Д., Пелюшенко О.И.
Э45 Электрооборудование автомобиля ГАЗ-3110 “Волга”-М.: Издательство ’’Колесо”, 1998. – 160 с.: ил.
ISBN 5-8115-0009-2
В настоящей брошюре описывается устройство, особенности эксплуатации, техническое обслуживания и ремонт электрооборудования автомобилей “Волга” ГАЗ-ЗПО, укомплектованных двигателями ЗМЗ 4062.10 и ЗМЗ 402.10. Брошюра предназначена для работников предприятий, занимающихся эксплуатацией и ремонтом автомобилей ГАЗ-ЗІ10, торговых организаций и индивидуальных владельцев.
УДК 629.33.064.5 ББК 39.33-04
По вопросам оптовых закупок обращаться:
в Москве :
Издательство “Колесо”
тел. (095) 286-35-18 тел./факс (095) 404-98-43 Издательство “Машиностроение”
тел./факс (095) 268-19-44
в Санкт-Петербурге :
Издательство “Петергранд”
тел. (812) 987-13-31
Редактор Колесник С. В.
Художник Семенова Т. Ю.
Компьютерная верстка Погожий Е. Г., Лойша Е. Н.
Изд. лиц. ЛР № 065616 от 12.01.98. Сдаио в набор 30.08.98. Подписано в печать 09.10.98. Бумага газетная. Формат 60×90/16. Гарнитура «Антиква». Печать офсетная. Уел. печ. л. 10,625. Уч. -изд. л. 11,5. Доп. тираж 10000 экз. Заказ №586.
Издательство «Колесо». 121165 Москва, ул. Студенческая, д. 44/28 Московская типография №6 Государственного Комитета РФ по печати,
109088 Москва, Ж-88, Южнопортовая ул., 24
© Кальмаисон Л. Д., Пелюшенко О. И., 1998 © Оформление. Издательство «Колесо», 1998
ISBN 5-8115-0009-2

ПРЕДИСЛОВИЕ
Согласно статистике около 25% всех неисправностей автомобиля приходится на долю электрооборудования. Поэтому, чтобы обеспечить надежную работу электрооборудования, необходимо знать его устройство, грамотно его эксплуатировать и обслуживать.
Настоящее издание объединяет в себе изложение устройства и работы электрооборудования автомобиля с описанием методов проверки, обнаружения неисправностей и ремонта.
Надеемся, что это издание поможет владельцу автомобиля ознакомиться с устройством электрооборудования своего автомобиля и окажется полезным в устранении отдельных неисправностей, а для профессионалов послужит справочным пособием по ремонту.
В автомобилях "Волга ГАЗ-ЗПО" применено электрооборудование постоянного тока с номинальным напряжением 12 В. Все узлы и приборы электрооборудования соединены по однопроводной схеме, вторым проводом служат металлические части кузова и двигателя автомобиля, с которым соединены все отрицательные клеммы узлов и приборов электрооборудования.
Автомобили "Волга ГАЗ-3110" выпускаются с двумя типами двигателей – это карбюраторный 3M3402.10 и с электронным впрыском топлива 3M34062.10. Описание электрооборудования этих двигателей дано раздельно. Схема электрооборудования автомобиля с двигателем 3M34062.10 показана на рис. 1, а с двигателем 3M3402.10 на рис. 2. Расположение узлов электрооборудования показано на рис. 3 и 4.
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕМ И КОНТРОЛЯ
Расположение органов управления электрооборудованием и контроля за его работой показано на рис. 5.
Переключатель 1 указателей поворота и света фар. При перемещении рукоятки вверх (см. рис. 6) включаются указатели поворота правой стороны, а вниз левой стороны. С включением указателей поворота в комбинации приборов включаются контрольные лампы 5 или 10 (см. рис. 10). Выключение указателей поворота происходит автоматически при выходе автомобиля из поворота. При пользовании указателями поворота для сигнализации при обгоне рукоятку переключателя после обгона необходимо ставить в нейтральное положение вручную, так как при малых поворотах руля переключатель автоматически не выключается. Указатели поворота работают только при включенном зажигании. Перемещением рычага на себя вдоль рулевой колонки (рычаг при этом не фиксируется) включаются:
–    световая сигнализация дальним светом фар (если ручка центрального переключателя света находятся в положении 0 или I, см. рис. 7),
–    дальний или ближний свет фар (если ручка центрального переключателя света находится в положении II).
При включении дальнего света в комбинации проборов загорается контрольная лампа 24 (см. рис. 10).
Переключатель 3 (см. рис. 5) стеклоочистителя и стеклоомыва-теля. Поворотом ручки переключателя (см. рис.8)по часовой стрелке в первое положение включается медленный ход стеклоочистителя, при повороте во второе положение быстрый ход, поворотом против часовой стрелки включается прерывистая работа.
Нажатием на ручку переключателя (на себя вдоль рулевой колонки) включается одновременно электрический стекло-омыватель и стеклоочиститель. Выключение происходит посредством возвратной пружины после отпускания ручки переключателя.

Рис. 6. Положение рычага переключения указателей поворота и света фар
Рис. 5. Расположение приборов и органов управления электрооборудованием:
1 – Рычаг переключателя указателей поворота и света, 2 – Ручка корректора фар (устанавливается па часть автомобилей), 3 – Комбинация приборов, 4 – Рычаг переключателя стеклоочистителя и стеклоомывателя, 5 – Ручка центрального переключателя света, 6 – Магнитола, 7 – Заглушка, 8 – Крышка предохранителей, 9 – Переключатель подъема и опускания антенны, 10 – Выключатель задних противотуманных фонарей, 11 – Пепельница с прикуривателем, 12 – Выключатель противотуманных фар, 13 – Выключатель электрообогрева жиклеров стеклоомъшателя, 14 – Выключатель проверки исправности контрольных ламп, 15 – Выключатель аварийной световой сигнализации, 16 – Переключатель электрообогрева заднего стекла, 17 – Переключатель электродвигателя вентилятора отопителя, 18 – Выключатель зажигания, 19 – Розетка переносной лампы, 20 – Выключатель звуковых сигналов.
Центральный переключатель света 5 (см. рис. 5) имеет три положения рукоятки: 0 – выключено, I – включен габаритный свет в фарах и задних фонарях, освещение регистрационного номера, освещение багажника, освещение приборов и прикуривателя, II – включен габаритный свет, освещение регистрационного номера, освещение багажника и ближний или дальний свет фар (см. рис. 7).
Поворотом ручки центрального переключателя света по часовой стрелке регулируется интенсивность освещения приборов (в положении "В" интенсивность освещения максимальная), а поворотом ручки против часовой стрелки до отказа (положение "А") включается плафон салона, а освещение приборов выключается.
Переключатель 9 (см. рис. 5) электродвигателя подъема и опускания антенны имеет три положения, среднее выключено, при нажатии на верхнюю часть клавиши происходит поднятие антенны, а при нажатии на нижнюю часть клавиши происходит ее опускание.
Выключатель 10 задних противотуманных фонарей имеет два положения включено и выключено.
Включить противотуманные задние фонари возможно только при включенных фарах (положение II центрального переключателя света) или при включенных противотуманных фарах. При включении противотуманных задних фонарей в клавише выключателя загорается символ.
Прикуриватель 11 со спиралью накаливания. Для пользования прикуривателем нажмите на его ручку и отпустите. Отдача ручки назад со щелчком означает, что спираль прикуривателя накалилась и им можно пользоваться. Повторное включение прикуривателя разрешается не ранее чем через 30 сек. после его выключения.
Выключатель 12 противотуманных фар. Включить противотуманные фары возможно только при I и II положениях центрального переключателя света. При включении противотуманных фар в клавише выключателя загорается символ.
Выключатель 13 электрообогрева жиклеров стеклоомывателя. При включении электрообогрева в клавише выключателя загорается символ. Электрообогрев работает только при включенном зажигании.
Выключатель 14 проверки исправности контрольных ламп (сигнализаторов) комбинации приборов. Контроль работает только при включенном зажигании.
Выключатель 15 системы аварийной световой сигнализации. При включенном положении одновременно горят все четыре указателя поворота в мигающем режиме и контрольная лампа в ручке выключателя и комбинации приборов.
Переключатель 17 электродвигателя вентилятора отопителя имеет три положения: выключено, малая подача воздуха и полная подача воздуха.
Рис. 7. Положения ручки центрального переключателя света

Рис. 9. Положения ключа выключателя зажигания, стартера и противоугонного устройства

Рис. 8. Положения рычага переключателя стеклоочистителя и стеклоомывателя

Выключатель 18 зажигания, стартера и противоугонного устройства имеет четыре положения ключа (см. рис. 9): 0 – зажигание выключено, I – включено зажигание, II – включены зажигание и стартер,
26 25 24 23 22 21 201916 17 16
Рис. 10. Комбинация приборов:
28    27

1 – Указатель напряжения, 2 – Контрольная лампа системы управления двигателем (используется только на автомобилях с двигателем 3M34062.10), 3 – Резервная контрольная лампа, 4 – Контрольная лампа "стоп ”, 5 – Контролыіаялампа включения левого поворота, 6 – Контрольная лампа низкого уровня тормозной жидкости, 7 – Спидометру 8 – Счетчик суммарного пробега, 9 – Контрольная лампа включения стояночного тормоза, 10 – Контрольная лампа включения правого поворота, 11 – Контрольная лампа воздутюй заслонки карбюратора (используется только с двигателем 3M3402.10), 12, 17, 18,23 – Резервные контролыіые лампы, 13 – Контрольная лампа перегрева двигателя, 14 – Указатель давления масла, 15 – Указатель уровня топлива, 16 – Контрольная лампа остатка топлива, 19 – Контрольная лампа аварийного давления масла, 20 – Контрольная лампа включения подогрева сидений (устанавливается пи часть автомобилей), 21 – Указатель температуры двигателя, 22 – Контрольная лампа включения габаритных огней, 24 – Контрольная лампа включения дальнего света, 25 – Счетчик суточного пробега, 27 – Тахометр, 28 – Контрольная лампа исправности генератора.
Неуказанные контрольные лампы не используются в данной модификации автомобиля
Ill – при вынутом ключе руль заперт и зажигание выключено. Ключ вставляется и вынимается только в положении III.
Для включения противоугонного устройства на стоянке поверните ключ в положении ш и выньте его, а затем поверните рулевое колесо в любую сторону до появления щелчка, который означает, что вал рулевого колеса заблокирован.
При отпирании противоугонного устройства, поворачивая ключ, слегка покачивайте рулевое колесо вправо-влево для облегчения выхода запорного стержня из паза вала руля.
Расположение приборов и контрольных ламп в комбинации приборов показано на рис. 10.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ
Надежная и бесперебойная работа систем электрооборудования автомобиля во многом зависит от своевременного технического обслуживания. В связи с этим необходимо своевременно проводить техническое обслуживание, указанное в данном разделе. В нем указаны только объемы и сроки проведения технического обслуживания (предусмотренного заводским руководством по эксплуатации и правилами дорожного движения, а порядок проведения дан в соответствующих разделах узлов (например по генератору в разделе "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГЕНЕРАТОРА") и так далее.
Виды технического обслуживания автомобиля: ежедневное обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2), сезонное техническое обслуживание (СО).
Периодичность первого и второго технических обслуживаний устанавливается в зависимости от следующих условий эксплуатации автомобиля:
КАТЕГОРИЯ УСЛОВИЙ ЭКС ПЛУАТАЦИИ

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ТО, км

УСЛОВИЯ РАБОТЫ АВТОМОБИЛЯ

ТО-1

ТО-2

1. Автомобильные дороги I, II, III технических категорий за пределами пригородной зоны на равнинной, слабохолмистой и холмистой местности, имеющие цементобетонные и асфальтобетонные покрытия
1.    Автомобильные дороги I, II, III технических категорий за пределами пригородной зоны в гористой местности, а также в малых городах и пригородной зоне (во всех типах рельефа, кроме горного), имеющие цементобетонные и асфальтобетонные типы покрытий
2.    Автомобильные дороги I, II, III технических категорий за пределами пригородной зоны (во всех типах рельефа, кроме горного), а также в малых городах и в пригородной зоне на равнинной местности с покрытием из битумоминеральных смесей.
3.    Автомобильные дороги III, IV технических категорий за пределами пригородной зоны, имеющие щебеночные и гравийные покрытия во всех видах рельефа, кроме гористого.
1.    Автомобильные дороги I, II, III технических категорий за пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в малых городах и в пригородной зоне (горная местность), а также в больших городах имеющие цементобетонные и асфальтобетонные покрытия,
2.    Автомобильные дороги I, II, III технических категорий за пределами пригородной зоны (горная местность), автомобильные дороги в малых городах и в пригородной зоне (во всех типах рельефа, кроме равнинного), а также в больших городах (во всех типах рельефа, кроме горного), имеющие покрытия из битумоминеральных смесей.
3.    Автомобильные дороги III, IV техниче ских категорий за пределами пригород ной зоны в гористой и горной местнос

10000

20000

I

18000

9000

И

16000

8000

III

КАТЕГОРИЯ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ТО, км

УСЛОВИЯ РАБОТЫ АВТОМОБИЛЯ

ТО-1

ТО-2

ти, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов, улицы больших городов (все типы рельефа, кроме гористого и горного), имеющие щебеночные и гравийные покрытия.
4.    Автомобильные дороги III, IV, V технических категорий за пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов, улицы больших городов (равнинная местность), имеющие покрытия из булыжного и колотого камня, а также покрытия из грунтов, обработанных вяжущими материалами.
5.    Внутризаводские автомобильные дороги с усовершенствованным покрытием.
6.    Зимники.
1.    Улицы больших городов, имеющие покрытия из битумоминеральных смесей (горная местность), щебеночные и гравийные покрытия (гористая и горная местность), покрытия из булыжного и колотого камня и из грунтов, обработанных вяжущими (все типы рельефа, кроме равнинного) материалами.
2.    Автомобильные дороги V технической категории за пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов (равнинная местность), имеющие грунтовые неукрепленные или укрепленные местными материалами покрытия.
3.    Лесовозные и лесохозяйственные грунтовые дороги, находящиеся в исправном состоянии.
1. Естественные грунтовые дороги, внутрихозяйственные дороги в сельской местности, внутрикарьерные и отвальные дороги, временные подъездные пути к различного рода строительным объектам и местам добычи песка, глины, камня и т. п. в периоды, когда там возможно движение

7000

14000

IV

12000

6000

V

Отклонение от километража, определяющего периодичность тех-нических обслуживаний, допускается в пределах +500 км.
Ежедневное обслуживание выполняется до и после работы автомобиля.
Сезонное техническое обслуживание выполняется один раз в год -осенью, совместно с проведением очередных работ по ТО-1 или ТО-2.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ
ЕЖЕДНЕВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Проверить работу всех систем освещения и сигнализации, а именно;
1.    Включить центральный переключатель света 5 (см. рис. 5) в положение I (см. рис. 7) при этом должны включаться:
–    габаритный свет в фарах и задних фонарях,
–    освещение регистрационного номера,
–    освещение багажника,
–    при повороте ручки центрального переключателя света по часовой стрелке должно включится освещение приборов, а при повороте против часовой стрелке освещение должно уменьшатся с последующим включением плафона салона.
2.    Включить центральный переключатель света в положение II при этом должны включаться:
–    габаритный свет в фарах и задних фонарях,
–    дальний или ближний свет в фарах,
–    освещение регистрационного номера,
–    освещение багажника,
–    освещение приборов или плафон салона.
Подрулевым переключателем света 1 (рис. 5) произвести переключение света фар с ближнего на дальний и наоборот (см. рис. 6).
В обоих фарах должен гореть дальний или ближний свет.
При включении дальнего света в комбинации приборов должна загораться контрольная лампа 24 (см. рис. 10).
В I и II положениях центрального переключателя света выключателем 12 (см. рис. 5) включить противотуманные фары при этом в клавише должен загореться символ.
После включения противотуманных фар включить выключателем
10 противотуманные задние фонари, при этом в клавише должен загореться символ.
3.    Нажать на педаль тормоза, при этом в обоих задних фонарях и фонаре на полке заднего стекла должен гореть сигнал торможения.
4.    Включить зажигание и подрулевым переключателем 1 (см. рис. 5) указателей поворота включить фонари указателей поворота правой и левой стороны. Фонари должны гореть в мигающем режиме, а в комбинации приборов загореться контрольные лампы 5 или 10 (см. рис. 10).
5.    При включенном выключателе зажигания включить заднюю передачу в коробке передач, при этом должен включиться свет заднего хода в обоих фонарях.
6.    При включенном зажигании проверить работу контрольных приборов.
7.    Включением выключателя 14 (см, рис, 5) проверить работу контрольных ламп комбинаций приборов. Контрольные лампы 4, 6, 12 и 17 (см. рис. 10) должны гореть.
8.    Проверить работу звуковых сигналов.
9.    Включением переключателя 4 (см, рис. 5) проверить работу стеклоочистителя и стеклоомывателя. При необходимости долить воды в бачок стеклоомывателя.
10.    По указателю напряжения проверить исправность работы генераторной установки. При работе двигателя на средних оборотах указатель напряжения должен показывать 13-14,5 В.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОН
1.    Проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее, при необходимости добавить дистиллированной воды до требуемого уровня.
При необходимости очистить окислившиеся клеммы и наконечники проводов. После очистки клеммы и наконечники смазать техническим вазелином.
2.    Произвести смазку оси магнита датчика-распределителя моторным маслом. При необходимости очистить крышку датчика-распределите-ля, катушки зажигания и изоляторы свечей от пыли и грязи (см. раздел "Техническое обслуживание системы зажигания двигателя ЗМЗ 402.10).
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТО-2
1.    Провести техническое обслуживание предусмотренное при ТО-1.
2.    Проверить плотность электролита в аккумуляторной батарее (см. раздел "Техническое обслуживание аккумуляторной батареи").
3.    Проверить крепление генератора и стартера при необходимости подтянуть.
4*). При необходимости проверить установку зажигания (см. раздел "Установка зажигания").
5.    Вывернуть свечи зажигания, очистить их от нагара, желательно на пескоструйном аппарате и отрегулировать зазор между электродами в пределах 0,8-0,95 мм для двигателя 3M3402.10 и 0,7-0,85 мм для двигателя 3M34062.10.
6.    Проверить регулировку фар. При необходимости произвести их регулировку (см. раздел "Техническое обслуживание системы освещения и сигнализации").
СЕЗОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СО
1.    Провести работы предусмотренные ТО-2.
2.    Снять аккумуляторную батарею с автомобиля и произвести ее зарядку (см. раздел "Техническое обслуживание аккумуляторной батареи").
3.    Провести проверку натяжения ремней привода генератора.
4.    Проверить регулируемое напряжение в бортсети автомобиля.
5.    Произвести проверку щеточного узла генератора.
6.    Целесообразно произвести замену свечей зажигания или в крайнем случае произвести их очистку, желательно на пескоструйном аппарате и отрегулировать зазор между электродами.
7.    На автомобиле с двигателем 3M3402.10 целесообразно провести проверку характеристик автоматов датчика-распределителя зажигания. Проверку автоматов необходимо проводить на станции технического обслуживания.
8.    На автомобиле с двигателем ЗМЭ406Л0 целесообразно провести проверку работы системы управления двигателем на станции технического обслуживания.
При эксплуатации автомобиля соблюдайте следующие рекомендации:
–    при проведении ремонтных работ отключайте аккумуляторную батарею от бортсети автомобиля,
–    при мойке автомобиля не допускайте попадания воды на узлы электрооборудования,
–    при подключении аккумуляторной батареи в бортсеть автомобиля соблюдайте полярность. Минусовой вывод подключайте к проводу идущему к блоку двигателя, а плюсовой вывод к проводу идущему к стартеру,
–    не допускайте снижения уровня электролита в аккумуляторной батарее ниже уровня пластин, а плотность электролита ниже 1,15 г/см3,
*) относится только к двигателю ЗМ3402.10.
–    при работе двигателя не допускайте отключение аккумуляторной батареи,
–    включайте стартер при выжатой педали сцепления и нейтральном положении рычага в коробке передач,
–    при пуске двигателя включайте стартер не более, чем на 5-10 сек, с перерывами в 15-20 сек. После 3-4 неудачных попыток запуска проверьте исправность систем,
–    после запуска двигателя немедленно отключите стартер,
–    не передвигайте автомобиль с помощью стартера,
–    во избежании случайного запирания рулевого управления запрещается поворачивать ключ зажигания при движении автомобиля,
–    если при отпирании рулевого управления ключ выключателя зажигания поворачивается туго или совсем неповорачивается, то необходимо слегка повернуть рулевое колесо в ту или другую сторону,
–    запрещается опускание штырей антенны в ручную, так как при этом происходит излом тросика штырей,
–    корпуса и рассеиватели передних и задних фонарей запрещается протирать бензином или растворителями во избежание их помутнения,
–    прежде, чем искать неисправность отдельных узлов электрооборудования необходимо убедиться в исправности проводки и надежности соединений,
–    при снятии щеток стеклоочистителя на концы рычагов надевайте резиновые трубки (для исключения повреждения стекла),
–    не включайте стеклоомыватель при отсутствии воды в бачке,
–    не отключайте системы управления двигателем 3M3406.10 при включенном зажигании.
НЕИСПРАВНОСТИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ
В данном разделе даются общие неисправности систем электрооборудования, возникающие в процессе эксплуатации автомобиля, способы выявления узла-виновника неисправности и его ремонта, а также рекомендации о мерах, обеспечивающих возможность кратковременного движения автомобиля с неисправным узлом.
Неисправности самих отдельных узлов и их устранение (например генератора или стартера) даны в соответствующих разделах, например "Неисправности генератора’*).
Для определения неисправностей рекомендуемые проверки необходимо производить в последовательности, указанной в тексте.
Для поиска неисправностей используйте контрольную лампу (см. рис. 11) в качестве которой можно использовать любую лампу 12 В мощностью 1-3 Вт.
Для поиска неисправностей в системах управления двигателем 3M3406.10 используйте только мультиметр и прибор DST-2.

Рис. 11. Схема контрольной лампы:
1    – Электрическая лампа (мощностью 1-3 Вт),
2    – Штырь
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ
НЕИСПРАВНОСТЬ
МЕТОД ПРОВЕРКИ
СПОСОБ
УСТРАНЕНИЯ
При повороте ключа выключателя зажигания в положение "пуск”
стартер не включается
Разряжена аккумуляторная батарея
1,    К выводам аккумуляторной батареи подключить контрольную лампу (рис. 12). Включить стартер. Если лампа горит слабо или тухнет это указывает о разрядке аккумуляторной батареи ниже нормы. Если лампа горит смотри следующую неисправность.
2.    Провести ареометром замер плотности электролита, она должна быть не ниже 1,15 г/см3 при 20°С
Произвести подзарядку аккумуляторной батареи (см. раздел "Аккумуляторная батарея")

батареи контрольной лампой:
1 ~ Провод, 2 – Аккумуляторная батарея, муляторной батареи:

ния на наконечниках проводов акку-

Рис. 12. Проверка аккумуляторной Рис. 13. Проверка наличия напряже-

3 – Контрольная лампа

1 – провод, 2 – аккумуляторная батарея, 3 -контрольная лампа, 4 – наконечник провода

ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ
НЕИСПРАВНОСТЬ
МЕТОД ПРОВЕРКИ
СПОСОБ
УСТРАНЕНИЯ
Ненадежный контакт наконечников проводов с выводами аккумуляторной батареи
Неисправна система пуска
К наконечникам проводов подключить контрольную лампу (рис. 13). Включить стартер. Если лампа гаснет это указывает на ненадежный контакт между выводами аккумуляторной батареи и наконечниками проводов
Проворить исправность выключателя зажигания и дополнительного (разгрузочного) реле стартера. Для чего необходимо отдельным проводником соединить вывод на крышке тягового реле стартера с выводом М8, к которому подключен провод от аккумуляторной батареи (см. рис. 14). Если стартер включиться, это указывает на неисправность включателя зажигания или дополнительного реле стартера, а если не включится, неисправен стартер или тяговое реле.
Провести зачистку выводов аккумуляторной батареи и наконечников После зачистки смазать их техническим вазелином
Определить неисправный узел см. следующие неисправности. Заменить стартер или произвести его ремонт (см. раздел "Стартер")

Рис. 14. Схема включения стартера помимо выключателя зажигания и разгрузочного реле:
1    – стартер, 2 – тяговое реле стартера, 3 – дополнительный провод: А – для двигателя 3M3402.10, Б – для двигателя 3M34062.10.
2    – Кальмансон Л. Д. и др.
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ
НЕИСПРАВНОСТЬ
МЕТОД ПРОВЕРКИ
СПОСОБ
УСТРАНЕНИЯ
Неисправен выключатель зажигания
Неисправно дополнительное (разгрузочное) реле стартера
К выводу 50 выключателя зажигания подключите контрольную лампу (см. рис, 15). При повороте ключа в положение "пуск” контрольная лампа должна гореть. Если лампа не горит, это указывает на неисправность выключателя зажигания
К выводу тягового реле стартера и корпусу подключить контрольную лампу (см. рис. 16). При повороте ключа выключателя зажигания в положении "пуск" лампа должна загореться. Если лампа не загорается, это указывает на не исправность дополнительного (разгрузочного) реле
Заменить выключатель зажигания
Заменить реле или произвести его ремонт (см. раздел "Разгрузочные реле")
При повороте ключа выключателя зажигания в положение "пуск" стартер включается периодически (стучит) двигатель не вращается
Разряжена аккумуляторная батарея
К выводам аккумуляторной батареи подключить контрольную лампу (см. рис. 12). Включить стартер. Если лампа гаснет в такт включения стартера, это указывает о разрядке батареи ниже нормы. Если лампа не гаснет, то смотри следующую неисправность
Произвести подзарядку аккумуляторной батареи
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ
НЕИСПРАВНОСТЬ
МЕТОД ПРОВЕРКИ
СПОСОБ
УСТРАНЕНИЯ
Ненадежный контакт наконечников проводов с выводами аккумуляторной батареи
К наконечникам проводов подключить контрольную лампу (см. рис. 13). Включить стартер. Если лампа гаснет в такт включения стартера или совсем гаснет, это указывает на ненадежный контакт между выводами аккумуляторной батареи и наконечниками проводов
Произвести зачистку выводов аккумуляторной батареи и наконечников проводов. После зачистки смазать техническим вазелином
При повороте ключа выключателя зажигания в положение "пуск" стартер работает, а коленчатый вал двигателя не вращается
Пробуксовывает муфта привода стартера (особенно на прогретом двигателе)
Шестерня привода стартера не входит в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя
Проверить исправность стартера (см. раздел "Стартер")
1.    Прослушивается повышенный шум
2.    Снять поддон картера сцепления и проверить отсутствие забоин зубьев венца маховика
Заменить привод стартера (см. раздел "Ремонт стартера")
1.    Заменить привод стартера (см. раздел "Ремонт стартера").
2.    При необходимость произвести заправку зубьев венца маховика напильником

Рис. 16. Схема проверки наличия напряжения на выводе тягового реле стартера:
1 – стартер, 2 – тяговое реле стартера, 3 – контрольная лампа:
А – для двигателя 3M3402.10, Б – для двигателя 3M34062.10 2*
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ
НЕИСПРАВНОСТЬ
МЕТОД ПРОВЕРКИ
СПОСОБ
УСТРАНЕНИЯ
При повороте ключа выключателя зажигания в положение "пуск" тяговое реле стартера включается, а стартер не работает
Разрегулировка момента включения стартера или подгорание контактов тягового реле
Если слышно включение тягового реле а стартер не вращает двигатель, то необходимо кратковременно соединить (отдельным проводом сечением не менее 16 мм или отверткой) выводы М8 на крышке тягового реле (рис. 17). Если стартер при этом начал работать, это указывает на неисправность контактов тягового реле, а если стартер не работает, это указывает на неисправность самого стартера
Заменить стартер или произвести ремонт (см. раздел "Ремонт стартера")
При запуске двигателя стартер не выключается, слышен повышенный шум
Заедание выключателя зажигания
Ключ выключателя зажигания не возвращается из положения "пуск" в положение "зажига-ние"
1.    Принудительно повернуть ключ выключателя зажигания из положения" пуск" в положение "зажигание".
2.    Заменить выключатель зажигания

c* Схема включения стартера с помощью дополнительного провода: 1 – стартер, 2 – тяговое реле стартера, 3 – дополнительный провод:
Л – для двигателя 3M3402.10, Б – для двигателя 3M34062.10
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ
НЕИСПРАВНОСТЬ
МЕТОД ПРОВЕРКИ
СПОСОБ
УСТРАНЕНИЯ
Спекание контактов тягового реле стартера
Заедание привода на шлицевой части вала стартера
Слышен шум от вращения якоря стартера
Слышан повышенный шум работы шестерен
Немедленно заглушить двигатель и отключить аккумуляторную батарею заменить стартер или произвести ремонт стартера (см. раздел "Ремонт стартера")
Отключить провод от аккумуляторной батареи, снять стартер с двигателя и произвести ремонт (см. раздел "Ремонт стартера")
ДЛЯ ПРОДОЛЖЕН ПРОВОДА ОТ КЛЕМ СОЕДИНИТЬ ВЛ ПОДКЛЮЧИТЬ ПРОВ ДВИГАТЕЛЬ
ИЯ ДВИЖЕНИЯ НЕОБХОДИМО ОТСОЕДИНИТЬ М СТАРТЕРА. ПРОВОДА СНЯТЫЕ С КЛЕММЫ М8 А.ЕСТЕ И ЗАИЗОЛИРОВАТЬ. СНЯТЬ СТАРТЕР.
ОДА К АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕ. ЗАПУСТИТЬ ЗАВОДНОЙ РУКОЯТКОЙ ИЛИ С БУКСИРА
При повороте ключа выключателя зажигания в положение "пуск" стартер вращает коленчатый вал двигателя, а двигатель не запускается (автомобиль с
двигателем ЗМЭ402Л0)
Неисправна система зажигания
Неисправен выключатель зажигания
Отсоединить провод высокого напряжения от любой свечи зажигания и подсоединить к приспособлению ИСД (искро-свеч-ной диагност 1АП975000) или к запасной свече зажигания. Корпус свечи надежно закрепить к любой корпусной детали (головке блока двигателя, кузову и т. д.). Включить стартер выключателем зажигания или соединив выводы на тяговом реле стартера (см. рис. 14). Между электродами свечи должна периодически проскакивать искра. Отсутствие искры указывает на неисправность системы зажигания
На вывод "+" коммутатора и корпус подключить контрольную лампу. При включении зажигания она должна гореть. Если лампа не горит, это указыва-
Проверить узлы системы зажигания (см. раздел "Неисправности системы зажигания"). При необходимости произвести ремонт (см. раздел "Ремонт системы зажигания")
Заменить выключатель зажигания
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ
НЕИСПРАВНОСТЬ
МЕТОД ПРОВЕРКИ
СПОСОБ
УСТРАНЕНИЯ
Неисправен коммутатор или датчик-распределитель
Неисправен коммутатор
Неисправен датчик-распределитель
ет на неисправность контактной части выключателя зажигания
На вывод "КЗ" коммутатора и корпус подключить контроль* ную лампу. Включить стартер. Контрольная лампа должна периодически загораться и тухнуть. Если лампа горит постоянно или не загорается это указывает на неисправность коммутатора или датчика-распре-делителя
Отсоединить провод высокого напряжения от центрального вывода крышки датчика-распределителя и подсоединить к приспособлению ИСД (искросвечной диагност 1АП975000) или к запасной свече зажигания. Корпус свечи надежно закрепить к любой корпусной детали (головка блока, кузов и т. д.). Включить зажигание и отдельным проводом соединить выводы и "Д" коммутатора (не отсоединяя имеющиеся там провода). В момент отсоединения дополнительного провода между электродами ИСД или запасной свечи должна проскакивать искра. В отдельных случаях возможно постоянное ис-крообразование. Если искры нет, то это указывает на неисправность коммутатора
Если предыдущая проверка показала, что коммутатор исправен, а при прокрутке двигателя стартером искры нет, то это указывает на неисправность датчика-распределителя или катушки зажигания
Определить какой узел неисправен (см. следую* щую неисправность)
Неисправный коммутатор необходимо заменить или отремонтировать (см. раздел "Ремонт системы зажигания двигателя 3M3402.10)
Произвести проверку и при необходимости произвести ремонт датчика-распределителя (см. раздел "Система зажигания двигателя 3M3402.10)
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ
НЕИСПРАВНОСТЬ
МЕТОД ПРОВЕРКИ
СПОСОБ
УСТРАНЕНИЯ
Неисправна катушка зажигания
Неисправна высоковольтная часть датчика-распределителя
Неисправны свечи зажигания
Отсоединить провод высокого напряжения от центрального вывода крышки датчика-распределителя и соединить его наконечник с ИСД или с запасной свечой зажигания, а корпус свечи соединить с корпусными деталями. Включить стартер. Между электродами ИСД или свечи периодически должна проскакивать искра. Отсутствие искры указывает на неисправность катушки зажигания (предварительно необходимо проверить исправность коммутатора и датчика-расп ределителя см. предыдущие неисправности)
Отсоединить провод высокого напряжения от любой свечи зажигания и соединить его наконечник с запасной свечой зажигания, а корпус свечи соединить с корпусными деталями. Включить стартер. Между электродами свечи должна периодически проскакивать искра. Отсутствие искры указывает на неисправность высоковольтной части датчика-распределителя (крышки или бегунка)
Последовательно вывернуть каждую свечу, подсоединить к ней провод, и корпус соединить с корпусными деталями. Включить стартер. Между электродами исправной свечи должна проскакивать искра. Отсутствие искры у отдельных свечей указывает на их неисправность. Исправность свечей можно определить по внешнему виду их рабочей части. Конусная часть изолятора должна
Неисправную катушку необходимо заменить
Визуально осмотреть крышку и бегунок. При наличии трещин, прогара или пробоя заменить
Произвести очистку свечи на пескоструйном аппарате проверить их работу. При необходимости заменить. Свечи проработавшие более 50 тыс. км рекомендуется заменить в принудительном порядке
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ
НЕИСПРАВНОСТЬ
МЕТОД ПРОВЕРКИ
СПОСОБ
УСТРАНЕНИЯ
быть чистой и иметь определенный цвет (см. раздел "Техническое обслуживание системы зажигания”). Зазор между электродами свечей должен быть в пределах 0,8-0,95 мм для двигателя 3M3402.10 и 0,7-0,85 мм для двигателя 3M34062.10
При работе двигателя на средних оборотах стрелка указателя напряжения показывает напряжение ниже 12 В (автомобиль с двигателем 3M3402.10)
Слабо натянуты приводные ремни
Неисправен генератор
Визуально по положению стрелки указателя напряжения
При работе двигателя на средних оборотах отсоединить разъем от регулятора напряжения и вывод ”Ш" разъема жгута проводов (провод желтого цвета) соединить с корпусом (см. рис. 18) Если при этом указатель напря-жения не покажет увеличения напряжения, то это указывает на неисправность генератора.
Натянуть приводные ремни
Отремонтировать генератор (см. раздел "Ремонт генератора”)
ДАЛЬНЕЙШЕЕ 1 ГЕНЕРАТОРОМ ВС АККУМУЛЯТОРНОЙ ВКЛЮЧЕННЫМ ТОЛ УВЕ ЯѴ
ДВИЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ С )ЗМОЖНО ЗА СЧЕТ ЭНЕРГИИ [ БАТАРЕЕ. ПРИ ЭТОМ НЕОБ) ЬКО СИСТЕМУ ЗАЖИГАНИЯ ІЧИТЬ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ДВИ2
НЕИСПРАВНЫМ 1, ИМЕЮЩЕЙСЯ В СОДИМО ОСТАВИТЬ И ПРИБОРЫ, ЧТОБЫ КЕНИЯ
Указатель напряжения показывает напряжение выше 15В (на автомобиле с
двигателем 3M3402.10)
Неисправен регулятор напряжения
Не отсоединяя штекерного разъема от регулятора напряжения к его наконечнику подсоединить контрольную лампу (рис. 19). Включить зажигание. Если контрольная лампа горит, регулятор напряжения исправен, а если не горит, то регулятор напряжения неисправен.
Заменить регулятор или отремонтировать (см. раздел "Ремонт регулятора напряжения”)
ДАЛЬНЕЙШЕЕ і РЕГУЛЯТОРОМ НАПР 100-150 КМ НЕОБ> НАПРЯЖЕНИЯ И ОТ "Ш" РАЗЪЕМА ЖГУТ.
ШИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ С >ЯЖЕНИЯ ВОЗМОЖНО ПРИ Э СОДИМО ОТСОЕДИНИТЬ РАЗ ДЕЛЬНЫМ ПРОВОДНИКОМ < А ПРОВОДОВ НА КОРПУС (см
НЕИСПРАВНЫМ ТОМ ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ ЪЕМ ОТ РЕГУЛЯТОРА СОЕДИНИТЬ ВЫВОД рис. 18). ВКЛЮЧИТЬ
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ
НЕИСПРАВНОСТЬ
МЕТОД ПРОВЕРКИ
СПОСОБ
УСТРАНЕНИЯ
МАКСИМАЛЬНОЕ ЧИСЛО ЭЛЕКТРОПОТРЕБИТЕЛЕЙ (ОБОГРЕВ ЗАДНЕГО СТЕКЛА, ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ОТОПИТЕЛЯ И Т.Д.) И ДВИГАТЬСЯ СО СКОРОСТЬЮ, ПРИ КОТОРОЙ НАПРЯЖЕНИЕ ПО ВОЛЬТМЕТРУ БУДЕТ НЕ БОЛЕЕ 15 В. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ С ТАКИМ НАПРЯЖЕНИЕМ ДОЛЖНА БЫТЬ НЕ БОЛЕЕ 30 МИНУТ ПОСЛЕ ПОДЗАРЯДКИ НЕОБХОДИМО СНЯТЬ ПРОВОД, СОЕДИНЯЮЩИЙ КЛЕММУ "ИГ
РАЗЪЕМА С КОРПУСОМ.
Неисправен регулятор напряжения
1.    Требуется частая доливка дисцилированной воды в аккумуляторную батарею.
2.    Запустить двигатель, и установить средние обороты. Вольтметром проверить напряжение на клемме "+" регулятора напряжения, при включенном ближнем свете. Регулируемое напряжение должно находиться в пределах 13,8-14,5 В
Неисправный регулятор напряжения заменить
ДВИЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ С НАПРЯЖЕНИЕМ ГЕН ВОЗМОЖНО С ПЕРИОДИЧЕСКИМ ОТКЛЮЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ГЕНЕРАТОРА (НА 30-40 МК НЕОБХОДИМО ОТКЛЮЧИТЬ РАЗЪЕМ ОТ РЕГУЛЯ
ЕРАТОРА БОЛЕЕ 15 В [ЕНИЕМ ЦЕПИ Н). ДЛЯ ЭТОГО ТОРА НАПРЯЖЕНИЯ

Рис. 18. Схема проверки работы генератора без регуляторов напряжения: Рис. 79. Схема проверки исправности

1    – штекерный разъем жгута проводов, регулятора напряжения:
2    – регулятор напряжения, – дополнителъ- і – контрольная лампа, 2 – желтый провод ный провод, 4 – тшоѵ разъема    жгута проводов, 3 – регулятор напряжения
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ
НЕИСПРАВНОСТЬ
МЕТОД ПРОВЕРКИ
СПОСОБ
УСТРАНЕНИЯ
При работе двигателя на средних оборотах стрелка указателя напряжения показывает напряжение ниже 12 В (автомобиль с двигателем 3M3406.10)
Слабо натянут ремень Неисправен генератор
Визуально по стрелке указателя напряжения
При включении зажигания должна загораться контрольная лампа 28 (см. рис. 10), а после запуска гаснуть
Натянуть приводной ремень
Провести ремонт генератора (см. раздел "Ремонт генератора"
дальнейшее;]
ГЕНЕРАТОРОМ В( АККУМУЛЯТОРНОЙ ВКЛЮЧЕННЫМ ТС ПРИБОРЫ, ЧТОІ
ДВИЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ С ЗЗМОЖНО ЗА СЧЕТ ЭНЕРГИИ БАТАРЕЕ. ПРИ ЭТОМ НЕОБ> ЛЬКО СИСТЕМУ УПРАВЛЕШ >Ы УВЕЛИЧИТЬ ДЛИТЕЛЬНО
НЕИСПРАВНЫМ і ИМЕЮЩЕЙСЯ В СОДИМО ОСТАВИТЬ Ш ДВИГАТЕЛЕМ И СТЬ ДВИЖЕНИЯ
Вольтметр показывает напряжение выше 15В (на автомобиле с двигателем
3M3406.10)
Неисправен регулятор напряжения
1.    Визуально по показанию указателя напряжения
2.    Требуется частная доливка дисцилированной воды в аккумуляторную батарею
3.    Запустить двигатель, установить средние обороты. Контрольным вольтметром проверить напряжение на клемме"+" генератора. Напряжение должно находиться в пределах 13,5-14,2 В
Неисправный регулятор напряжения заменить
ДВИЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ С НАПРЯЖЕНИЕМ ГЕНЕРАТОРА БОЛЕЕ 15 В ВОЗМОЖНО С ПЕРИОДИЧЕСКИМ ОТКЛЮЧЕНИЕМ ГЕНЕРАТОРА (НА 30-40 МИН.). ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО ОТКЛЮЧАТЬ ПРОВОД ОТ КЛЕММЫ "В+м ГЕНЕРАТОРА. ПЕРЕД ОТКЛЮЧЕНИЕМ НЕОБХОДИМО ОТКЛЮЧИТЬ ПРОВОД ОТ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ, ОТКЛЮЧИТЬ ПРОВОД ОТ КЛЕММЫ "В+" ГЕНЕРАТОРА И ЗАИЗОЛИРОВАТЬ ЕГО. ЗАТЕМ ПОДКЛЮЧИТЬ АККУМУЛЯТОРНУЮ БАТАРЕЮ
При повороте ключа выключателя зажигания в положение "пуск" стартер вращает коленчатый вал двигателя, а двигатель не запускается (автомобиль с
двигателем 3M34062.10)
Неисправен электро-
бензонасос
Нажать пальцами на бензошланг, подходящий к рампе форсунок. Включить зажигание, в шланге должна ощущаться
При отсутствии давления топлива найти причину неисправности и устранить. В первую
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ
НЕИСПРАВНОСТЬ
МЕТОД ПРОВЕРКИ
СПОСОБ
УСТРАНЕНИЯ
Неисправны свечи зажигания
Неисправны катушки зажигания или блок управления
Неисправное
пульсация давления топлива в течение 10 сек, а также должен прослушиваться шум работы электробензонасоса
Вывернуть свечи зажигания и осмотреть их. Свечи должны быть сухими и чистыми. Зазор между электродами должен быть 0,7-0,85 мм
Вывернуть свечи, соединить их с корпусом двигателя и прокрутить двигатель стартером. В свечах попарно должен происходить искровой разряд в такт работы двигателя. Если искрового разряда не происходит, а контрольная лампа 2 (см. рис. 10) горит постоянно, то необходимо соединить выводы диагностической розетки в режим самодиагностики и определить неисправность (см. раздел "Система управления двигателем ЗМ34062Л0")
:ть также можно определить при
очередь проверить исправность предохрани* теля № 9 в правом блоке предохранителей
Неисправные свечи заменить
Неисправную катушку зажигания или блок управления заменить
[бором DST-2
эи включении не горят лампы фар
Перегорел предохранитель
Визуально проверить исправность предохранителей, перегоревшие заменить. Если предохранитель вновь сгорает, это указывает на наличие короткого замыкания в данной цепи
Используя схему электрооборудования, найти и устранить короткое замыкание в цепи
Электрооборудование двигателя 3M34062.10
ГЕНЕРАТОР
Для питания потребителей и подзарядки аккумуляторной батареи при работающем двигателе на автомобиле установлен генератор 9422.3701 переменного тока мощностью 900 Вт. Он представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением и встроенными кремниевым выпрямителем и регулятором напряжения. Генератор установлен с правой стороны двигателя на кронштейне. Устройство генератора показано на рис. 20.
15 11 16
Рис. 20. Генератор 9422.3701:
1 – Подшипник шариковый, 2 – Блок выпрямительный, 3 –    $ . коп.
5 – Щеткодержатель, 6 – Кожух защитный, 7 – Регулятор папря * _ Веитилятоѵ депсатор, 10 – Крышка задняя (со стороны контактных кол
12 – Винт стяжной, 13 – Ротор, 14 – Обмотка статора, 15 ~ ^рыш ^ Р    ^ тпКив
пы шкива), 16 – Шайба упорная, 17 – Шайба тарельчатая, 18 – аака и і ,
20 – Обмотка возбуждения ротора, 21 – Ыагпитопровод статора
Ротор 13 вращается в закрытых шариковых подшипниках расположенных в крышках 10 и 15. Он состоит из вала, обмотки возбуждения 20 и двенадцати подковообразных полюсов, которые при вращении ротора и наличии электрического тока в обмотке возбуждения создают вращающееся вместе с ротором магнитное поле. На валу ротора установлены два изолированных контактных кольца 3, через которые в обмотку возбуждения подается электрический ток от аккумуляторной батареи через щетки 4. Щетки располагаются в щеткодержателе 5 регулятора напряжения 7. Статор 21 представляет пакет пластин, набранный из листовой электротехнической стали. В пазы пакета уложены обмотки 14, концы которых присоединены к выпрямительному блоку БВ01-105, состоящего из шести силовых ограничительных диодов (Зенера), служащих для выпрямления переменного тока в постоянный и ограничения импульсов в бортсети, а также трех диодов для питания обмотки возбуждения. Ротор приводится во вращение с помощью по-ликлинового ремня от шкива коленчатого вала двигателя. Образующееся при наличии тока в обмотке возбуждения вращающееся магнитное поле пересекает обмотки статора, индуктирует в них переменный электрический ток. Этот переменный ток преобразуется в выпрямительном блоке в постоянный и далее поступает к потребителям.
Внутренние части и обмотки генератора охлаждаются воздухом, который продувается через окна в задней и передней крышках с помощью двух установленных на валу ротора центробежных вентиляторов

11. На рис. 21 показана электрическая схема генератора.
jРис. 21. Электрическая схема генератора:
1 – Генератор, 2 – Регулятор напряжения, 3 – Щетка, 4 – Кольцо контактное> 5 – Обмотка возбуждения, 6 – Обмотки статора,
7 – Конденсатор, 8 – Диоды обмотки возбуждения, 9 – Силовые диоды
Генератор работает совместно со встроенным электронным регулятором напряжения Я212А11Е. Регулятор поддерживает напряжение генератора в заданных пределах. Измерительным элементом регулятора напряжения является стабилитрон, который управляет исполнительными транзисторами. Выходной транзистор изменяет величину тока (среднее значение) в цепи обмотки возбуждения генератора и тем самым поддерживает напряжение генератора в заданных пределах.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНЕРАТОРА
Направление вращения (со стороны шкива)…..правое
Напряжение (номинальное), В……………………..14
Максимальный ток, А………………………………….72
Частота вращения генератора при которой происходит возбуждение генератора при температуре окружающего воздуха и генератора
+25°С, мин*1 не более………………………………1400
Частота вращения при которой генератор должен отдавать ток 40 А, мин*1 не более………..1800
70А, мин1 не более………………………………….5000
Регулируемое напряжение генератора при +25°С и изменении тока нагрузки от 5 до 65 А при частоте вращения ротора, 5000 мин*1, В . 13,5-14,2 Сопротивление обмотки возбуждения при
+25°С,Ом……………………………………………..2,3-2,7
Тип щеток………………………………………………….Ml
Нажатие пружин на щетки, (кгс)………………….0,18-0,25
Подшипники шариковые:
в передней крышке…………………………………6180302У2С24
в задней крышке…………………………………….В5-80202КТ2Ш2УС24
Выпрямительный блок………………………………..БВ01-105
Число диодов силовых, ограничительных……….6
Число диодов вспомогательных…………………….3
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГЕНЕРАТОРА
При техническом обслуживании ТО 2 необходимо произвести проверку крепления генератора и кронштейнов генератора, при необходимости подтянуть.
При сезонном обслуживании (СО) необходимо:
1. Произвести работы предусмотренные ТО 2.
2.    Произвести проверку регулятора напряжения и щеточного узла генератора, для чего:
–    снять регулятор напряжения со щеточным узлом с генератора. Очистить щетки от пыли и грязи, проверить высоту щеток и легкость их перемещения под действием щеточных пружин. При выступании щеток менее 4,5 мм регулятор напряжения со щетками или щетки заменить.
При необходимости проверить регулируемое напряжение, как указано в разделе "Ремонт генератора".
Протереть бензином контактные кольца. В случае их сильного износа или подгорания зачистить или проточить согласно указаниям раздела "Ремонт генератора".
3.    Произвести проверку натяжения ремня генератора, для чего:
–    нажать большим пальцем (усилие 8 кгс) на ремень между шкивом генератора и шкивом водяного насоса. Ремень должен прогибаться на величину не более 14-15 мм,
–    при необходимости произвести натяжение ремня натяжным роликом.
НЕИСПРАВНОСТИ ГЕНЕРАТОРА И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ
НЕИСПРАВНОСТЬ
МЕТОД ПРОВЕРКИ
СПОСОБ
УСТРАНЕНИЯ
При работе двигателя на средних оборотах стрелка указателя напряжения показывает напряжение ниже 12 В (автомобиль с двигателем 3M34062.10)
Слабо натянут приводной ремень
Неисправен регулятор напряжения, щеточный узел или обмотка возбуждения
Визуально по отклонению стрелки указателя напряжения
Контрольная лампа в комбинации приборов при включении зажигания не горит. Если контрольная лампа не горит, это указывает на неисправность по причине:
–    неисправность регулятора напряжения
–    заедание щеток в каналах щеткоде ржате л я
–    подгар, окисление или износ контактных колец ротора
Натянуть приводной ремень
Проверить исправность как указано в разделе "Ремонт генератора" Очистить щетки и щеткодержатель от пыли и грязи
Зачистить или проточить контактные кольца как указано в разделе "Ремонт генератора"
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ
НЕИСПРАВНОСТЬ
МЕТОД ПРОВЕРКИ
СПОСОБ
УСТРАНЕНИЯ
Неисправен выпрями-тельный блок
Обрыв или межвитко-вое замыкание в обмотках статора или ротора
– обрыв обмотки возбуждения
Разобрать генератор и проверить выпрямительный блок
Разобрать генератор и проверить обмотки как указано в разделе "Ремонт генератора"
Проверить как указано в разделе "Ремонт генератора" и при необходимости заменить
Неисправный блок заменить как указано в разделе "Ремонт генератора”
Статор или ротор с поврежденными обмотками заменить
Указатель напряжения показывает напряжение выше 15 В (на автомобиле с
двигателем 3M34062.10)
Неисправен регулятор напряжения
Задевание ротора за полюса статора
Визуально по показанию указателя напряжения. Требуется частая доливка дисцилирован-ной воды в аккумуляторную батарею
Разобрать генератор и проверить наличие следов задевания ротора за полюса статора (по оставшимся следам на полюсах). Проверить исправность подшипника и посадочное место под подшипник со стороны щеточного узла, как указано в разд. "Ремонт генератора"
Проверить регулятор напряжения. На клеммы "В+" и генератора подключить вольтметр на 30 В класса 0,5+1. Запустить двигатель, установить частоту вращения двигателя по тахометру в пределах 1000+1200 мин1. Включить габаритный свет и заметить показание контрольного вольтметра. Напряжение должно находиться в пределах 13,5+14,2 В, при температуре генератора 25±5°С. Если напряжение не укладывается в указанные пределы произвести замену регулятора напряжения.
Неисправный подшипник или пластмассовый держатель подшипника в крышке заменить
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ
НЕИСПРАВНОСТЬ
МЕТОД ПРОВЕРКИ
СПОСОБ
УСТРАНЕНИЯ
Повышенный шум при работе генератора
Ослабление стяжных винтов крышек генератора
Заедание подшипников
Выработка посадочного места под подшипник со стороны щеточного узла
Проверить надежность затяжки четырех стяжных винтов крышек генератора
Разобрать генератор и проверить исправность подшипников (см. раздел "Ремонт генератора")
Разобрать генератор и проверить посадочное место в крышке, как указано в разделе "Ремонт генератора”
Произвести затяжку винтов с моментом 0,5-0,6 кгс*м
Неисправные подшипники заменить
При необходимости заменить пластмассовый держатель подшипника
РЕМОНТ ГЕНЕРАТОРА
Для снятия генератора необходимо:
1.    Отсоединить аккумуляторную батарею от бортсети автомобиля.
2.    Отсоединить провода от генератора.
3.    С помощью натяжного устройства ослабить натяжение приводного ремня и снять его.
4.    Отвернуть два болта крепления генератора к кронштейнам и снять генератор.
Для установки генератора необходимо:
1.    Установить два болта крепления генератора к кронштейнам.
2.    Если на двигатель необходимо установить новый генератор, то предварительно необходимо отпустить стяжной болт задней проушины верхнего кронштейна. В заднюю проушину установить втулку и предварительно установить верхний болт с небольшой затяжкой крепления генератора к кронштейну. Затем закрепить генератор к нижнему кронштейну. Окончательно закрепить верхний болт и затянуть стяжной болт задней проушины верхнего кронштейна.
3.    Произвести окончательную затяжку болтов крепления генератора.
При разборке генератора, подлежащего ремонту, необходимо:
–    снять защитный кожух,
–    снять регулятор напряжения с щеткодержателем и щетками отсоединить провод от регулятора напряжения,
–    отвернуть четыре стяжных винта генератора и снять заднюю крышку со статором,
–    отсоединить фазные концы обмотки статора от выпрямительного блока и снять статор,
3 – Кальмансон Л. Д. и др.
–    при необходимости снять выпрямительный блок,
–    при необходимости снять с вала pofopa шкив,
–    при необходимости снять с вала ротора переднюю крышку вместе с подшипником.
Контроль деталей генератора следует производить контрольной лампой (см. рис. 22).
Рис. 22. Схема контрольной лампы с аккумуляторной батареей:
1 – Аккумуляторная батарея, 2 – Контрольная лампа мощностью 1-5 Вт, 3 – Штырь
РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ И ЩЕТОЧНЫЙ УЗЕЛ
Щетки должны быть целыми, без сколов и других дефектов. Щет-ки должны свободно перемещаться в каналах щеткодержателя под действием пружин. Щетки изношенные до высоты выступания 4,5 мм подлежат замене вместе с регулятором напряжения. Необходимо проверить усилие пружин щеток, для чего выступающим из щеткодержателя концом одной щетки надавить на чашку весов. Когда щетка будет выступать из щеткодержателя на 2 мм, заметить показание весов, которое должно быть 180-260 гс. То же повторить со второй щеткой.
Собрать схему показанную на рис. 23 для проверки исправности регулятора напряжения. Выводы от лампы 1 подключить к разным щеткам. При исправном регуляторе напряжения контрольная лампа должна гореть.
Рис. 23. Схема проверки исправности регулятора напряжения:
1 – Контрольная лампа мощностью 21-35 Вт, 2 – Аккумуляторная батарея, 3 – Регулятор напряжения, 4 – Щетки

Для проверки регулируемого напряжения необходимо собрать схему показанную на рис. 24. Выводы от лампы 1 подключить к разным щеткам. Установить напряжение источника 12 В лампа должна гореть. Повышая напряжение источника 2 установить при каком напряжении лампа 1 погаснет. Это и будет регулируемое напряжение регулятором напряжения. Оно должно быть в пределах 13,5-14,2 В.
Если напряжение не укладывается в указанные пределы, регулятор напряжения подлежит замене.
СТАТОР. У статора проверить отсутствие замыкания его обмоток
на корпус. Для этого необходимо один наконечник от контрольной лампы соединить с корпусом, а другим поочередно касаться одного из трех выводов обмотки (см. рис. 25). Лампа гореть не должна. Если лампа горит, это указывает на замыкание обмотки статора на корпус. В этом случае необходимо устранить повреждение или заменить статор. Затем следует проверить целостность обмоток статора. Для этого контрольная лампа поочередно подключается к двум наконечникам выводов обмотки статора (см. рис. 26). При исправной обмотке лампа должна гореть. Если между какими-либо двумя выводами лампа не горит, это указывает на обрыв обмотки или на нарушение соединения в средней точке фаз.
Обмотки статора также следует проверить на отсутствие витковых замыканий с помощью омметра. На полюсах статора не должно быть следов задевания за них ротора. При наличии задеваний проверить пластмассовый держатель подшипника и при необходимости заменить его.
Рис. 25. Проверка на отсутствие замыкания катушек статора на корпус

Рис. 26. Проверка обмоток статора на обрыв цепи

Рис. 24. Схема проверки величины регулируемого напряжения:
1 – Контрольная лампа мощностью 21-35 Вт, 2 – Регулируемый источник постоянного тока, 3 – Контрольный вольтметр, 4 – Регулятор напряжения, 5 – Щетка з*
Убедиться, что подшипник в крышке со стороны шкива сидит плотно.
РОТОР генератора необходимо проверить на отсутствие витковых замыканий с помощью омметра (см. рис. 27), присоединяя его наконечники к контактным кольцам. С помощью контрольной лампы проверить на отсутствие замыканий обмотки возбуждения на корпус, для чего один наконечник соединить с корпусом ротора, а другим поочередно касаться одного из двух контактных колец (см. рис. 28). При наличии повреждений ротор подлежит замене. Если при осмотре контактных колец ротора обнаружено, что они загрязнены и имеют следы подгорания и неравномерного износа по ширине, его следует зачистить мелкой шкуркой зернистостью 80 или 100. Для зачистки колец необходимо закрепить ротор за фланец передней крышки в тисках и, плавно поворачивая ротор, произвести зачистку колец шкуркой.
Если кольца имеют сильный износ и биение поверхности, их следует проточить на токарном станке. Шероховатость колец после обработки должна иметь параметр Ra 1,25. Минимально допустимый диаметр проточки контактных колец 12,6-0,3 мм. После проточки проверить индикатором биение контактных колец. Биение колец больше 0,08 мм приводит к быстрому подгоранию колец и износу щеток, особенно при высоких оборотах двигателя. Подшипники ротора должны вращаться легко без заеданий и больших люфтов (не более 0,25 мм).
ВЫПРЯМИТЕЛЬНЫЙ БЛОК (рис. 29) необходимо тщательно очистить от грязи. Произвести проверку диодов с помощью контрольной лампы (рис. 30). Так как в каждой секции блока смонтированы диоды различной полярности, их проверяют при различной полярности включения аккумуляторной батареи.
Рис. 28. Проверка ротора на отсутствие замыкания обмотки возбуждения на корпус

Рис. 27. Проверка сопротивления об мотки возбуждения ротора
A    &
Рис. 30. Электрическая схема проверки диодов:
1 – Диод, 2 – Контрольная лампа 3-21 Вт, 3 – Аккумуляторная батарея 12 В
При включении проверяемого
диода по схеме А лампа должна го-
Рис. 29. Электрическая схема выпря- реть, а при включении по схеме Б
мительного блока:    ^    не должна гореть. Если указанное
1 – Диод силовои (положительной полярное-    ^
ти), 2 – Пластина монтажная (отрица- Условие выполняется, ТО необ-
тельная), 3 – Пластина монтажная (поло- ХОДИ МО заменить выпрямительный
жительная), 4 – Вывод диодов обмотки воз- блок.
буждения, 5 – Диод обмотки возбуждения, Ronpp тшятепьнѵю пповрпкѵ 6 – Диод силовой отрицательной полярности    У Р Р У
диодов следует делать с помощью приборов для проверки полупроводниковых приборов. После окончания осмотра и замены дефектных деталей, генератор следует собрать.
Сборка генератора производится в порядке, обратном разборке. После сборки генератор необходимо проверить. Исправность генератора и правильность его сборки определяются проверкой частоты вращения ротора, при которой генератор начинает отдавать ток в 40 А и 70 А. Проверка производится на испытательном стенде, состоящем из электродвигателя, плавно изменяющего частоту вращения ротора генератора до 5000 мин1, вольтметра, амперметра и реостата, создающего нагрузку до 70 А в цепи генератора и аккумуляторной батареи (см. рис. 31).

Рис. 31. Электрическая схема проверки генератора на стенде:
1 – Тахометр, 2 – Генератор, 3 – Амперметр па 100 А, 4 и 7 – Выключатели, 5 – Реостат па 70 А, в – Аккумуляторная батарея, 8 – Вольтметр на 30 В, 9 – Контрольная лампа мощностью 3-4 Вт, 10 – Электродвигатель привода
Для проверки исправности генератора необходимо включить выключатель 7, при этом должна загореться контрольная лампа 9. Довести частоту вращения генератора до 1500 мин1, вольтметр 8 должен показывать напряжение 13 В. Контрольная лампа 9 должна погаснуть. Увеличить частоту вращения генератора до 1800 мин’1 и включить выключатель 4. С помощью реостата 5, установить по амперметру 3 нагрузку 40 А. Увеличить частоту вращения генератора до 5000 мин’1 и установить с помощью реостата 5 нагрузку 70 А, При этом вольтметр 8 должен показывать напряжение 13,5-14,2 В.
Исправный генератор с регулятором напряжения должен удовлетворять выше указанным параметрам. Указанную проверку можно проводить на стенде Э242.
СТАРТЕР (двигателя 3M34062-10)
Пуск двигателя осуществляется с помощью стартера 42.3708-10 с электромагнитным тяговым реле. Стартер установлен с правой стороны двигателя на картере сцепления.
При повороте ключа выключателя зажигания в положение пуска включается электрическая цепь дополнительного реле типа 711.3747 через контакты которого питание поступает от аккумуляторной батареи в тяговое реле. Якорь тягового реле под воздействием электромагнитного поля двух обмоток реле втягивается и с помощью рычага вводит в зацепление шестерню и в конце хода включает электрическую цепь стартера, одновременно отключив втягивающую обмотку реле.
После пуска двигателя необходимо немедленно отпустить ключ выключателя зажигания. При этом разомкнется цепь дополнительного реле и тяговое реле выключится под действием возвратной пружины.
Стартер представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока с электромагнитным возбуждением. Питание стартера осуществляется от аккумуляторной батареи. Стартер работает на принципе взаимодействия магнитного поля обмоток возбуждения и магнитного поля проводников, расположенных в якоре. Взаимодействие магнитных полей обмоток возбуждения и проводников якоря заставляет проворачиваться якорь. Для создания вращения якоря необходимо переключать электрический ток проводников якоря в определенной последовательности. Эту функцию выполняет коллектор и щетки. Коллектор установлен на валу якоря и к нему подключены все проводники, расположенные в пазах якоря. Устройство стартера показано на рис. 32.
В корпусе 27 стартера установлены четыре полюса с обмотками возбуждения 28. Якорь 29 стартера представляет собой пакет, набранный
Рис. 32. Стартер 42.3708-10
1- Колпак защитный, 2 – Шайба запорная, 3 – Щетка, 4 – Ось рычага, 5 – Болт контактный, 6 – Крышка тягового реле, 7 – Пластина контактная, 8 – Реле тяговое, 9 – Обмотка втягивающая, 10 – Обмоткаудерживающая, 11 -Пружина возвратная, 12 – Сердечник тягового реле, 13 – Рычаг, 14 – Крышка со стороны привода, 15 – Вывод тягового реле, 16 и 17 – Випты, 18 – Гайки, 19 – Подшипник, 20 – Кольцо пружинное, 21 – Втулка упорная, 22 – Вал якоря, 23 – Привод, 24 – Пружина буферная, 25 – Втулка отводки, 26 – Промежуточная опора, 27 – Корпус, 28 – Обмотка возбуждения, 29 – Якорь, 30 – Коллектор, 31 – Крышка со стороны коллектора, 32 – Держатель щеток
из листовой электротехнической стали. Вал якоря 22 вращается в трех подшипниках скольжения 19, которые установлены в крышке 14 со стороны привода, в крышке 31 со стороны коллектора и промежуточной опоре 26. В крышке со стороны коллектора установлены щетки 3 в щеткодержателях. Щетки прижимаются к коллектору с помощью пружин.
На валу якоря установлен привод 23, который состоит из шестерни, муфты свободного хода, направляющей втулки, буферной пружины 24, втулки отводки 25. Шестерня служит для зацепления вала стартера с зубчатым венцом маховика двигателя. Роликовая муфта свободного хода служит для предохранения якоря от повышенных оборотов после запуска двигателя. Направляющая втулка привода соединяется с валом через винтовые шлицы. Буферная пружина обеспечивает ввод шестерни в зацепление с зубчатым венцом маховика в том случае, если зуб шестерни упрется в зуб зубчатого обода маховика.
Роликовая муфта свободного хода работает следующим образом: при включении стартера привод вводится в зацепление с венцом маховика, крутящий момент от вала якоря передается на втулку через шлицы. Поворачиваясь по часовой стрелке наружная обойма втулки оказывается заклиненной роликами с цилиндрической частью шестерни, так как ролики под действием толкателей и пружин находятся в узкой части фасонных пазов наружной обоймы. Вместе с наружной обоймой втулки начинает вращаться шестерня привода и венец маховика. После запуска двигателя, маховик с венцом начинает вращаться быстрее, а вместе с ним и шестерня стартера. Ролики увлекаются цилиндрической частью шестерни в более широкую часть фасонных пазов наружной обоймы втулки и она рассоединится с шестерней. В результате этого крутящий момент от работающего двигателя не передается на вал якоря стартера.
Ввод привода в зацепление с венцом маховика двигателя и включение электрической части стартера осуществляется электромагнитным тяговым реле 8. Тяговое реле через фланец закреплено на крышке 14 со стороны привода. При включении тягового реле его втягивающая 9 и удерживающая 10 обмотки создают магнитное поле, которое втягивает сердечник 12. Сердечник 12 имеет шток, которым он связан с рычагом 13 привода.
При перемещении сердечника 12 под воздействием магнитного поля, рычаг 13 вводит привод 23 в зацепление с венцом маховика, а контактная пластина 7 включает электрическую цепь стартера. После включения якорь стартера начинает вращаться, а вместе с ним и двигатель. Как только включился стартер, втягивающая обмотка тягового реле отличается контактной пластиной 7. После запуска двигателя стартер отключается выключателем зажигания за счет возвратной пружины 11. Схема стартера показана на рис. 33.

Рис. 15. Схема проверки наличия напряжения на выводе 50 выключателя зажигания (штекерную колодку выключателя зажигания от жгута проводов не отключать):

1 – штекерная колодка жгута проводов к выключателю зажигания, 2 – контрольная лампа, J – наконечник провода.

Рис. 33. Электрическая схема стартера:
1 – Стартер, 2 – Выключатель стартера, 3 – Обмотка удерживающая, 4 – Обмотка в?пя~ гивающая, 5 – Привод, 6 – Обмотка возбуждения, 7 – Якорь,

8 – Щетка
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАРТЕРА
Номинальное напряжение, В………………………………………..12
Число зубьев шестерни привода стартера……………………….9
Модуль шестерни……………………………………………………….2,11
Номинальная мощность (с батареей емкостью 60 А ч) кВт .Л ,7 Режим холостого хода при напряжении 12 В:
сила потребляемого тока, не менее, А………………………..75
частота вращения вала, мин’1……………………………………5000
Режим полного торможения при питании стартера от батареи напряжением 12 В и емкостью 60 А ч:
сила потребляемого тока, не более, А………………………..520
крутящий момент, не менее, кгс-м…………………………….1,6
Напряжение включения главных контактов тягового реле при прокладке между шестерней и упорным кольцом
11 мм, не более, В……………………………………………………8
Сила натяжения пружин щеток, гс……………………………….. 1000-1400
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СТАРТЕРА
При очередном сезонном обслуживании автомобиля после пробега 100000 км необходимо снять стартер с двигателя и провести его разборку и осмотр (см. раздел "Ремонт стартера").
Стартер потребляет большой ток вследствие чего даже незначительные переходные сопротивления в его цепи могут привести к снижению мощности стартера.
Проверить исправность проводов соединяющих аккумуляторную батарею с стартером и блоком двигателя.
НЕИСПРАВНОСТИ СТАРТЕРА И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ
НЕИСПРАВНОСТЬ
МЕТОД ПРОВЕРКИ
СПОСОБ
УСТРАНЕНИЯ
Стартер не работает
Износ щеток
Ненадежный контакт щеток с коллектором
"Разнос" обмотки якоря "Разнос" коллектора
Щетки изношены до высоты 6-7 мм


Материалы по теме:

Связанные статьи:
No related posts


Хостинг

VPS - Хостинг

аренда сервера

Dedicated server

Регистрация доменов

Русские темы для WordPress. Бесплатные шаблоны для блогов WordPress на любой вкус

В этой категории
Ноябрь 2018
M T W T F S S
« Oct   Dec »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930